Обучение

Сообщение об ошибке

Обучение

Сообщение об ошибке

Как ставить перед собой цели и находить время для их реализации

15 января 2021

Проблема управления временем актуальна не только для руководителей: современный человек хочет успевать везде и всегда, не теряя при этом эффективности, не сбиваясь с установленного курса, добиваясь конкретных целей.

Но как поставить цели? Как вместить важные дела, задачи и отдых в 24 часа? Секретами целеполагания поделилась Анастасия Занкович, бизнес-коуч, эксперт в сфере управления, предприниматель, магистр бизнес-администрирования (MBA).


С чего начать и какие навыки понадобятся

Тайм-менеджмент – это технология управления временем, то есть эффективное использование и организация времени.

Чтобы научиться распределять время эффективно:

  • проанализируйте текущее состояние дел, объем задач;

  • поставьте цели и сформулируйте критерии достижения результатов;

  • расставьте приоритеты, то есть определите для себя ключевое направление развития;

  • разработайте план достижения поставленных целей, то есть займитесь планированием.

Чтобы эффективно управлять временем, нужны навыки:

  • целеполагания;

  • распределения приоритетов;

  • использования инструментов планирования;

  • формирования правильных привычек;

  • дисциплины и самоконтроля.

Почему целеполагание стоит на первом месте? С этого начинается тайм-менеджмент: с умения ставить цели и достигать их. Этому ценному навыку не учат ни в школе, ни в университете. Более того, целеполагание – один из важнейших soft skills, который дает четкое осознание того, что сейчас необходимо, что тормозит, а чего не хватает. 

Именно целеполагание – первый шаг на пути к эффективности.


Методика целеполагания: систематизируйте желаемое

Целеполагание подразумевает под собой ответы на простые вопросы: 

  • куда я иду? (результат, которого хочу добиться); 

  • зачем иду? (моя мотивация); 

  • как понять, что я достиг цели? (критерии достижения целей).

Одна из эффективных методик целеполагания, которую использует в работе Анастасия Занкович, называется SMART.

S – Specific (конкретность) – Максимально точно конкретизируйте, чего именно хочется достичь: кем я являюсь, когда цель достигнута? Чем я занимаюсь? Где я это делаю? С кем я работаю и сотрудничаю? Какими особыми навыками и знаниями я обладаю? Какие изменения моя работа приносит в мою компанию, семью, окружение? Какие важные результаты получаю лично я?

M – Measurable (измеримость) – Объясните себе, в чем будет измеряться результат и движение к нему: как именно я пойму, что достиг цели? Как я буду измерять свой прогресс на пути к цели? Как часто я буду измерять прогресс?

A – Attainable (достижимость) – За счет чего вы планируете достичь цели и достижима ли она. Ответьте себе на вопросы: могу ли я сделать это? Какова вероятность достижения цели по шкале от 1 до 10? Есть ли у меня необходимые ресурсы? Каких ресурсов мне не хватает?

R – Relevant (уместность) – Определите истинность цели: действительно ли вы получите то, на что рассчитываете? Спросите себя: почему цель важна для меня? Насколько сильно я этого хочу по шкале от 1 до 10? Стоит ли тратить силы и время на это и подходящее ли сейчас время? Когда цель будет достигнута, какие возможности у меня появятся? Как достижение желаемого отразится на других сферах моей жизни?

T – Time bound (ограничение по времени) – Установите сроки достижения цели: когда я планирую начать работать над целью? К какому сроку я хочу достичь цели?

Создайте для себя простую таблицу с ответами на вопросы или распишите все этапы в ежедневнике. Это поможет буквально увидеть картину желаемого, систематизировать сумбурное «хочу» и избежать вечного «откладывания на потом».


Что мешает добиваться целей и где найти время на отдых

На каждую «отговорку» против целеполагания и тайм-менеджмента в целом есть противопоставление. Вот три главных мифа, которые мешают двигаться в правильном направлении:

  1. Человек отказывается от построения планов, ссылаясь на то, что это занимает много времени, а времени и так не хватает.
    Да, на установку планов и целей нужно заложить время. Но управление временем – это не затраты. Это инвестиции в развитие!

  2. Нельзя предусмотреть все и сразу, жизнь слишком непредсказуема. 
    Верно, но хороший план включает в себя оценку рисков, наличие «плана Б», а одно из обязательных условий – гибкость плана.

  3. Все равно жизнь возьмет верх и расставит все по своим местам.
    Да, но приведет ли это вас к цели?

Цели и планы – это история не только о работе. Чтобы не выгореть в профессии и не заработать депрессию, соблюдайте баланс между работой и отдыхом. Планируйте не только рабочие задачи, но и занятия спортом, время на хобби и семью. В идеальной картине планирования рабочие задачи должны распределяться между временем для себя, а не наоборот.

Что делать, если цель есть, а движения к ней нету?

Будьте честны с самим собой и следуйте 5 простым шагам:

  1. Определите, чем на самом деле занято ваше время? Только честно. Мессенджеры? Прокрастинация? А может быть, семья и близкие?

  2. Определившись с первым пунктом просто признайте, что именно так сейчас расставлены ваши реальные приоритеты.

  3. Задайтесь вопросом, что вы должны начать делать, чтобы прийти к своей цели, а что должны перестать делать?

  4. Заново распределите время в соответствии со своими представлениями: выделите достаточное количество времени на то, что для вас сейчас важно.

  5. Придерживайтесь плана.

Предлагаем вам на этой неделе заняться целеполаганием и определить для себя дальнейший путь движения к желаемому. В следующих статьях расскажем о конкретных техниках приоритезации задач и инструментах планирования. Следите за публикациями.


Полная, частичная перепечатка или любое иное использование материалов с сайта IT-Academy разрешается только с указанием активной гиперссылки, ведущей на первоисточник (точный адрес страницы на www.it-academy.by).