Обучение
- AI. Работа с нейросетями
- Подготовительные курсы
-
Программирование
- Промышленная разработка программного обеспечения на Java
- Промышленная разработка ПО на ASP.NET
- Разработка игр на Unity
- Курсы создания сайтов и Front-end разработки
- Разработка мобильных приложений под iOS
- Разработка мобильных приложений на Android
- Разработка веб-приложений на PHP
- Разработка веб-приложений на Python
- Разработка на C++
- Разработка игр на С++
- Разработка на Node.js
- Программирование на Go (Golang)
- Реляционные базы данных и SQL
- Веб-разработка на Ruby on Rails
- 1С программирование
- Fullstack
- Наука о данных
- Тестирование ПО
- Центр профессионального развития
- IT Bootcamp
- Гуманитарные и экономические дисциплины в IT
- Управление проектами и продуктами
- Бизнес- и системный анализ
- Веб-дизайн и компьютерная графика
- Системное и сетевое администрирование
- Информационная безопасность
- Маркетинг и продажи
- Английский язык для IT
Обучение
- AI. Работа с нейросетями
- Нейросети: практическое применение
- Искусственный интеллект в управлении командами и процессами
- Программирование
- Промышленная разработка программного обеспечения на Java
- Промышленная разработка ПО на ASP.NET
- Разработка игр на Unity
- Курсы создания сайтов и Front-end разработки
- Разработка мобильных приложений под iOS
- Разработка мобильных приложений на Android
- Разработка веб-приложений на PHP
- Разработка веб-приложений на Python
- Разработка на C++
- Разработка игр на С++
- Разработка на Node.js
- Программирование на Go (Golang)
- Реляционные базы данных и SQL
- Веб-разработка на Ruby on Rails
- 1С программирование
- Тестирование ПО
- Ручное тестирование ПО
- Мобильное тестирование приложений
- Автоматизированное тестирование на Python
- Автоматизированное тестирование на Java
- Автоматизированное тестирование на JavaScript
- Автоматизированное тестирование на C#
- Тестирование безопасности
- Гуманитарные и экономические дисциплины в IT
- Technical writing
- IT HR
- PR в IT
- Управление финансами в IT
- Управление проектами и продуктами
- Project management
- Product management: Основы управления IT-продуктом
Какое образование хотят видеть эйчары
Пока студенты отсыпаются на каникулах, ожидания бизнеса относительно системы образования и подготовки специалистов меняются вместе с реальностью. А реальность неопределенна и турбулентна. Мнения экспертов «HR-четвергов» об уровне образования и качестве молодых специалистов не дают точных ответов и советов, что делать, но позволяют проявить и актуализировать проблемы, которые образование призвано решить. Ведь ценность вуза становится максимальной, только когда за его выпускниками в очередь встают работодатели.
Сергей Приходько
коуч, бизнес-тренер, член Management International Human Capital Academy (IHCA), тренер Mentallyfitglobal.ru
«Университет должен давать только базу, а составлять специальные курсы должны практики»
«Почему молодежь приходит к нам с устаревшей системой знаний? Университет должен давать только базу, а составлять специальные курсы должны практики, чтобы академические знания дополнялись практической реальностью.
Хорошо сказал академик Глушков: «Зачем автоматизировать существующий хаос?» Не надо внедрять старые технологии или инструменты, если уже есть новые.
Мир меняется на глазах. Еще 100 лет назад средняя продолжительность существования компании из индекса S&P составляла 67 лет. Сегодня компания живет в списке 15 лет. Через 8–10 лет 75% в индексе S&P будут составлять компании, о которых вы никогда не слышали. Знаний людей, получивших дипломы в 1984 году, хватало лет на 30; сегодня полезная жизнь знаний, приобретенных в вузе, — 5 лет.
Раньше мы с вами жили в мире SPOD (steady, predictable, ordinary, definite) — стабильный, предсказуемый, простой, определенный. Годами наработанные стратегии, в том числе и в HR, давали предсказуемые результаты. Главное было — выбрать правильную. И вот в какой-то момент они начали «сбоить», и мы проснулись в мире VUCA (volatility, uncertainty, complexity, ambiguity) — нестабильность, неопределенность, сложность, неоднозначность.
А для этого мира нужен совершенно иной набор компетенций. Красный диплом уже ничего не определяет. Сегодня эксперты пытаются найти компетенции под мир-2025.
Если бы я составлял свой перечень, то включил бы гибкость, совокупный интеллект (VQ / коэффициент жизненной энергии + SQ / духовный интеллект + EQ / эмоциональный интеллект + IQ / ментальный, умственный интеллект + BQ / телесный (интуитивный) интеллект), критическое мышление, умение решать сложные задачи в условиях ограниченного выбора.
Впервые технологический цикл стал опережать социальный. Японцы отмечают, что цикл новых технологических изменений уже составляет 5–8 лет. Каждое изменение порождает новые требования к компетенциям и инструментам эйчара. Они уже другие. Кто думал когда-то, что автоматизированные комплексы, которые сейчас собирают информацию по социальным сетям о кандидатах, смогут определить Big-8 компетенций человека по его контенту в соцсетях? Правда, так же, как развиваются функции компаний в поиске и анализе информации, так и кандидаты совершенствуются в обмане. Человек с хорошим интеллектом способен и обманывать самые крутые тесты, и составлять фейковые профили...»
АЛЕКСАНДР МУДРИК, ДИРЕКТОР ПО КОРПОРАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ ГК «СОДРУЖЕСТВО БЕЛ»:
«Бизнес сейчас сетует на низкое качество подготовки выпускников. А знаете, кто в этом виноват? Сам бизнес»
«Управленческий провал возникает еще на уровне вуза. Например, БНТУ — кузница управленческих кадров для производства. Но где производство — и где молодой специалист, который приходит туда на первичную должность под названием «мастер производственного участка»? А там 50-60 рабочих от 18 до 63 лет. Скажите, кто кем будет руководить? За 4-5 лет обучения в университете у него был хоть элементарный курс по управлению человеческими ресурсами? Нет. И происходит это, потому что мы забыли о том, что управляет человеческими ресурсами не HR-директор, не HR-менеджер, а непосредственный руководитель.
В начале 2000-х бизнес на каждом углу начал громко заявлять: «Выпускники, которые к нам приходят, абсолютно ничего не умеют. Просим вас, вузы, сделайте подготовку студентов практикоориентированной». На такие претензии и настойчивость бизнеса вузы сказали «не вопрос» — и разбили крупные специальности на более мелкие специализации. Условно, если был менеджер-экономист, то появился менеджер пивной отрасли, а потом и менеджер пивного магазина. И эти многочисленные специализации вузы стали практикоориентировать. За счет каких курсов, за счет чего они это стали делать? За счет фундаментальности образования.
В итоге сегодня студенты, обучаясь на специальности «экономика», не понимают экономической теории, основ микро- и макроэкономики, как это взаимосвязано, как влияет на бизнес-системы и как в этих системах работает.
А практикоориентированности не получилось, потому что это не задача вуза, у него для этого нет ресурсов. Это задача того первого рабочего места, которое из специалиста с хорошей фундаментальной подготовкой, широким кругозором, интеллектом лепит классного специалиста, «заточенного» под конкретный процесс. И это возможно, когда работодатель, который берет образованного университетского «теоретика», уверен, что у этого специалиста потенциал такой, что дальше он сможет расти и развиваться. Сейчас же непонятно, кто выходит из вуза. И в этом вина не высшей школы, в этом — сейчас меня закидают камнями мои коллеги из бизнеса — виноват сам бизнес своими бездумными требованиями к системе высшего образования в начале 2000-х».
ЮЛИЯ ПЕВЗНЕР, HRD ОТЕЛЯ HAMPTON BY HILTON MINSK:
«В Беларуси несколько вузов готовят специалистов в сфере „туризм и гостеприимство“, но их выпускников у нас не много. В силу международности бренда большинство наших гостей — иностранцы. Требование свободного владения английским языком привлекает к нам выпускников лингво-гуманитарного колледжа, лингвистического университета. Есть в нашем отеле и сотрудники, получившие образование за границей и вернувшиеся работать в Беларусь. И на собеседовании проявляется разница в оценке своих возможностей выпускниками белорусских и зарубежных вузов. Наши студенты после 4 лет обучения и пары месяцев стажировки оценивают свой уровень как „я все знаю и умею“. Студенты зарубежных вузов стажируются каждые полгода и приходят к нам с бOльшим энтузиазмом и запросом „я хочу работать в Hilton, обучите меня“. Пока за рубежом более интересное для отельеров обучение. Там студенты много стажируются во время учебы, постоянно совмещают теорию с практикой».
АЛЕКСАНДРА РУФАНОВА, ГЛАВА ОТДЕЛА РЕКРУТИНГА КАДРОВОГО АГЕНТСТВА BАMBOOOKA:
«При недостаточном уровне образования у наших ребят замечательное рвение самообразовываться. Они замотивированы на это»
«Основная проблема IT-образования — в возрасте преподавателей. Молодежь, которая может пойти зарабатывать в IT, не пойдет преподавать за те деньги, которые платят сегодня педагогам. Когда 70-летний преподаватель приходит вести алгоритмизацию, о какой актуальности мы можем говорить? Или когда принимается решение убрать такой предмет как логика на технических специальностях — это ведь фундаментальный предмет для айтишников!
Но при недостаточном уровне образования у наших ребят замечательное рвение получать новые знания и самообразовываться. Они замотивированы на это. Если говорить о популярном направлении machine learning (машинное обучение), наши специалисты в нем выжимают максимум из того, что доступно в удаленном формате. Даже мажор-специалисты в этой сфере пристально следят за тем, что происходит в мире».
ИВАН БОДРЕНКОВ, ДИРЕКТОР ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА ПРОГРАММИРОВАНИЯ И ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ:
«Когда из вуза приходит запрос в IT-компанию: „Сколько Java-разработчиков вам понадобится через 5 лет?“, ответа на него нет»
«В IT есть и успешные бездипломники, есть и люди, которые возвращаются на университетскую скамью. Для успешной карьеры человеку важна глубина знаний, которую дает высшая школа. Ее задача — научить человека учиться. Если ты знаешь, где черпать информацию, как ее структурировать, как анализировать, у тебя есть шансы быть успешным...
Хотя сегодня крупные IT-компании не рассматривают диплом о высшем образовании как показатель профессиональной пригодности, я не разделяю точку зрения о том, что классический университет IT-специалистам не нужен. Но наиболее эффективной система образования становится при активном взаимодействии классической высшей школы и IT-компаний. Проблема в том, что вузы дают хорошую фундаментальную базу, но в актуализации знаний не успевают за рынком. За 5 лет подготовки специалиста технологии, которым его учили, устаревают. Поэтому, когда из вуза приходит запрос в IT-компанию: «Сколько Java-разработчиков вам понадобится через 5 лет?», ответа на него нет.
Носителями востребованных знаний, обладающими технической экспертизой, являются в первую очередь компании, которые работают на рынке. Именно рынок определяет те знания, те компетенции, которые актуальны. IT-компании в Беларуси, из которых 90% работают на экспорт, оперативно перестраивают свою работу в зависимости от того, какие задачи им приходится решать, какие компетенции для этого необходимы.
Когда запускаем новый курс — смотрим, какие компании используют нужную нам технологию, у кого есть техническая экспертиза в нужной нам области. Наша основная цель — дать отрасли качественных специалистов. Понятно, что это будут специалисты junior-уровня с набором навыков, позволяющим им войти в IT. Дальнейший их рост и карьера будут связаны с постоянной работой над собой. Развитие в IT — процесс бесконечный с учетом темпов роста отрасли. В этом прелесть IT, но далеко не все выдерживают такой темп и способны к постоянному развитию. В IT многое зависит от целей, мотивации человека: можно не иметь диплома, но иметь необходимые навыки и компетенции, успешно пройти техническое собеседование и решить кейс — а можно не выдержать собеседование, имея диплом вуза.
Материал опубликован на officelife.media, дата публикации: 30.01.2020.