Обучение

Сообщение об ошибке

Обучение

Сообщение об ошибке

SEO и контекстная реклама — два кита маркетинговой стратегии

29 октября 2024

Как ты думаешь, почему мы покупаем конкретные товары в конкретных магазинах? Почему выбираем определенные кафе, рестораны, фитнес-клубы или парикмахерские? 

Причиной тому служит множество факторов, но один из главных — это маркетинг. Маркетинг окружает нас даже когда мы не подозреваем об этом, и далеко не всегда мы можем понять, что попали под его влияние. 

Поскольку сегодня практически все люди активно пользуются интернетом, реклама на ТВ, билборды и прочие классические инструменты маркетинга отошли на второй план. Гораздо популярнее сегодня интернет-маркетинг — это самый простой и эффективный способ донести до аудитории информацию о продукте или услуге.


SEO vs Контекстная реклама

Одними из самых популярных каналов маркетинга являются контекстная реклама (PPC — pay-per-click) и SEO.

Что это такое и почему именно они? 

Оба канала работают непосредственно с запросами пользователей:

  • Контекстная реклама — это текстовые, графические или видео объявления, которые ты можешь видеть, используя популярные поисковые системы Google и Яндекс, а также посещая различные сайты. Эти объявления показывают не просто так, а на основании твоих интересов, которые определяются с помощью анализа истории поиска или других твоих действий в интернете. 

    Долго говорили с коллегой про отдых в Египте? Будь уверен, что уже в следующий сеанс использования интернета тебе покажут рекламу туров в Египет с самыми лучшими отелями и низкими ценами. Именно так работает контекстная реклама.


  • SEO — это поисковая оптимизация сайтов. Инструмент, позволяющий поднять сайт на первую страницу поисковой выдачи. Если ты ищешь в Google магазины одежды, то сразу после нескольких строк рекламных объявлений ты увидишь сайты с лучшей SEO.

    SEO также строится на поисковых запросах пользователей, а еще на повышении качества контента, размещаемого на сайте и общем его улучшении.

SEO и контекстная реклама часто противопоставляются друг другу, поскольку это маркетинговые каналы, требующие серьезных инвестиций. Однако в реальности чаще всего они дополняют друг друга, ведь у каждого есть свои сильные стороны. 

По данным исследования WebFX за 2024-й год, на платную рекламу в Google приходится порядка 42,4% маркетинговых расходов — 1-е место. SEO в этом списке лишь на 6-м месте — 29,4%.


При этом по показателям конверсии (процент охваченных пользователей, превратившихся в потенциальных или реальных клиентов) SEO даже опережает контекстную рекламу. Однако контекстная реклама может дать очень высокие показатели охвата пользователей. Именно поэтому маркетологи советуют сочетать эти каналы продвижения, а не выбирать между ними.

Сколько зарабатывают специалисты по SEO и контекстной рекламе?

По данным research.com, среднемесячная заработная плата SEO-специалиста в мире составляет $5240, специалиста по контекстной рекламе — $4711. Это выше, чем, например, средняя зарплата в контент-маркетинге.


В Беларуси зарплаты начинающих SEO-специалистов и специалистов по контекстной рекламе начинаются примерно от 400-500$, специалистов с опытом — от 1000$. При этом потолка практически нет, ведь эти специальности позволяют работать с заказчиками по всему миру не выходя из дома.

Как стать востребованным специалистом в SEO или контекстной рекламе?

Чтобы узнать это, мы поговорили с Дмитрием Рощиком, специалистом по SEO и контекстной рекламе с опытом более 8 лет, совладельцем digital-студии и тренером курсов по SEO и контекстной рекламе в IT-Academy.

— Расскажите о профессиях контекстолога и SEO-специалиста. Чем они занимаются?

— Контекстолог (директолог/специалист по контекстной рекламе) — это специалист, который создает и управляет рекламными кампаниями в интернете, настраивая их так, чтобы реклама показывалась подходящей аудитории. Его задача — максимально эффективно использовать бюджет и привести бизнесу клиентов. 

SEO-специалист занимается оптимизацией сайтов. Это означает, что он улучшает сайт так, чтобы поднять его в результатах поиска по определенным запросам. Это работа с текстами, ключевыми словами и технической частью сайта, чтобы он становился популярнее и привлекал больше посетителей через поисковые системы. И тот и другой помогают бизнесу стать видимым и узнаваемым, а также привлечь больше клиентов и в перспективе принести прибыль.

— Как Вы пришли в эту профессию и почему выбрали именно её?

— Моя трудовая деятельность началась в 2016 году, когда я был еще студентом университета. Уже в тот период я вел небольшие проекты по оптимизации сайтов и продвижению в поисковых системах. 

В дальнейшем мой опыт расширился и стал включать работу в различных digital-агентствах, где я занимался контекстной рекламой, SEO-продвижением и веб-аналитикой. Я практиковался в запуске рекламных кампаний для различных сфер и масштабов бизнеса, от малого до крупного, и получил значительный опыт в этой области.

Мой интерес к направлению состоит в том, что в глобальном смысле сайт — инструмент, с помощью которого можно представить и продать онлайн что угодно. Web-сфера прогрессирует с каждым днем, что требует от специалиста глубоких знаний и дает новые возможности для самореализации.


— Опишите Ваш типичный рабочий день.

— Если рассматривать мой рабочий день в качестве интернет-маркетолога, то он начинается с аналитики. Я смотрю, как продвигаются рекламные кампании и как ведут себя сайты, с которыми я работаю. Общаюсь с клиентами и своей командой, обсуждаю результаты и планы на будущее. С командой обсуждаем задачи, разные решения в проблемных ситуациях. 

Далее работаю над новыми или текущими проектами: настраиваю рекламу, провожу работу по SEO-продвижению, тестирую разные подходы и анализирую результаты. Помимо этого, в рамках руководящей роли в своей компании параллельно провожу встречи с сотрудниками, обсуждаю новые проекты по web-разработке, веду проекты от и до как проектный менеджер.

Ну и куда же без IT-Academy: не оставляю без внимания своих слушателей на курсе, даю фидбек, готовлю интересную и полезную информацию для занятий.

Моя работа динамичная, каждый день привносит что-то новое.

— Как лучше работать контекстологу/SEO-специалисту: на себя или в компании?

— Начинающим ребятам советую трудоустройство в агентствах, где они смогут полностью проработать уже имеющие скиллы и выработать новые в команде. Ведь только команда поможет по-настоящему окунуться в интернет-маркетинг: разработка ТЗ, взаимодействие с проектной командой на всех этапах развития сайта, менторство. На фриланс уйти можно всегда. Для этого нужно иметь определенную степень уверенности в своей работе и способность удержать клиента. Ведь в обратном случае смысл работы на себя теряется.

— Сколько может зарабатывать специалист по контекстной рекламе? SEO-специалист?

— Все очень индивидуально и действительно зависит от навыков специалиста и от того, какой формат работы он выберет: в компании или на фрилансе. Также все индивидуально с точки зрения количества проектов, закрываемых в месяц. Если давать среднюю оценку по рынку, то на старте PPC/SEO-специалист может зарабатывать от 400$/месяц. Главное — вера в себя и в результат своей работы.

— Какие профессиональные скиллы необходимы? С какими инструментами необходимо уметь работать?

— Для успешной работы в контексте и SEO нужны сильные аналитические навыки и умение работать с большими объемами данных. Контекстологам нужно уверенно владеть рекламными платформами, такими как Google Ads и Яндекс.Директ, и системами аналитики. SEO-специалистам важно владеть инструментами для аудита и анализа сайтов, такими как Ahrefs, Serpstat, Screaming Frog SEO, Google Search Console, Яндекс Вебмастер, и разбираться в принципах HTML, чтобы понимать технические аспекты сайта.

Ключевым является умение анализировать данные, но это приходит только с опытом.


— Какие личные качества важны, чтобы работать в данной сфере?

— Самое важное качество — это внимательность к деталям, ведь одна маленькая ошибка может повлиять на весь проект. Также важно быть усидчивым, так как работа с аналитикой и оптимизацией требует терпения. Кроме того, нужно быть креативным, ведь иногда нестандартные решения могут принести лучшие результаты.

Обязательным является умение принимать решения, в том числе в сложных ситуациях, ведь результаты зависят от множества факторов, и не всегда все идет по плану. Гибкость и способность к адаптации — неотъемлемые качества, так как сфера интернет-маркетинга динамичная, в ней все постоянно изменяется.

— Насколько важно понимание базовых принципов маркетинга для успешной работы в данной сфере? Нужно ли профильное высшее образование?

— Понимание маркетинга является большим плюсом, ведь SEO и контекстная реклама — это части маркетинговой стратегии. Однако иметь профильное высшее образование в данном случае не столь важно. Гораздо большее значение имеет способность человека постоянно развиваться и отслеживать изменения в инструментах и трендах. Главное в этой сфере — актуальные навыки, которые можно получить через курсы, практику и постоянное обучение. Поэтому многие специалисты учатся на курсах и осваивают профессию через практику, не имея профильного высшего образования. 

Основы маркетинга нужны, чтобы понимать, как привлечь клиента и какую информацию ему предложить. Важно понимать базовые принципы работы «поисковиков», уметь правильно коммуницировать с клиентом через рекламу и сайт. Без этого сложно построить эффективную рекламную стратегию.

— Можно ли обучаться настройке контекстной рекламы/SEO самостоятельно? В чем преимущество обучения на курсах?

— Я только за самостоятельное обучение, но, исходя из собственного опыта и опыта преподавания, могу сказать, что многим людям сложно структурировать информацию и изучать ее последовательно. Многое теряется в процессе самостоятельного обучения, а зачастую любая мелочь может оказаться ключевой.

Курсы же помогают сэкономить время: все подается в логической последовательности, и ты сразу получаешь знания от профессионалов-практиков, которые уже прошли этот путь и могут подсказать, как избежать типичных ошибок.


— Какие знания понадобятся для того, чтобы начать обучаться на курсе в IT-Academy?

— Я за структуру и комплексный подход, поэтому мой формат курса ориентирован на затрагивание всех аспектов, необходимых для совершения продажи и в целом представления продукта/услуги в поисковых системах. Я дам исчерпывающую информацию для старта в сфере и разберу все важные аспекты работы с веб-продуктом для достижения максимального результата. Готов менторить и помогать добиваться результатов людям с уже существующими проектами. На курсе жду людей, способных сочетать креативное и аналитическое мышление, которые готовы думать, трудиться и принимать стратегически важные решения. 

Горящие глаза слушателя для меня самое важное, всему остальному обучу на реальных кейсах.

— Есть ли страх перед началом работы с большими бюджетами/крупными заказчиками и, если да, как с ним бороться?

— Работа с большими бюджетами практически не отличается от работы с небольшими проектами. Страх лишь в том, что это деньги клиента и потенциальный заработок бизнеса, за который я косвенно отвечаю. Самый эффективный способ побороть страхи — это грамотная подготовка и знание инструментария. Чем больше ты уверен в своих действиях, тем меньше переживаешь за результат.

В данном случае нужно проработать сайт на момент продаж. Тогда все будет хорошо. Также предупредить клиента о том, что реклама — это не панацея. Нужно усердно и долго добиваться хороших результатов и использовать различные инструменты для продаж онлайн.

Важно помнить, что каждая ошибка — это опыт.

— Были ли в Вашей практике «сложные» заказчики? В чем была проблема и как Вы с ней справлялись?

— Самая большая сложность — это работа с бюджетами и ложные ожидания при первых запусках кампаний и проработке стратегий продвижения. Клиенты — люди, и у них есть свои страхи за потраченные финансы и за свой бизнес в целом. И еще важно общаться с заказчиком, уточнять ожидания, чтобы не возникало недопонимания.


Как попасть на курс к Дмитрию?

Если ты хочешь обучаться SEO или контекстной рекламе именно у Дмитрия, чтобы перенять его огромный опыт в работе с крупными заказчиками по всему миру и научиться работать со всеми ключевыми инструментами продвижения, для тебя есть хорошая новость. Совсем скоро в IT-Academy стартуют занятия на курсах Дмитрия «Контекстная реклама: секреты эффективной рекламной кампании» и «Поисковая оптимизация и продвижение сайтов (SEO)». И у тебя все еще есть шанс записаться на любой из этих курсов!

Расписание стартов:

  • 31 октября — «Контекстная реклама: секреты эффективной рекламной кампании», онлайн. Записаться.

  • 11 декабря — «Поисковая оптимизация и продвижение сайтов (SEO)», онлайн. Записаться.



Полная, частичная перепечатка или любое иное использование материалов с сайта IT-Academy разрешается только с указанием активной гиперссылки, ведущей на первоисточник (точный адрес страницы на www.it-academy.by).