Обучение

Сообщение об ошибке

Обучение

Сообщение об ошибке

Дизайнер учит дизайнера, или почему курсы так важны

25 февраля 2022

Современный мир невозможно представить без диджитал. Цифровая среда есть повсеместно, поэтому она должна быть удобной, эффективной и отвечать на запросы пользователя. Этими вопросами как раз и занимается дизайнер интерфейсов. Задача UI/UX-дизайнера — сделать хороший интерфейс, который будет понятен на интуитивном уровне для всех пользователей, даже на другом конце Земли.

Если ты думаешь, что дизайн — это про «рисовать», и задаешься вопросом, насколько востребован специалист, то это интервью для тебя! Ты узнаешь:

  • почему веб-дизайнеры становятся все более востребованными;

  • как стать Senior-дизайнером еще во время курсов;

  • сколько кейсов должно быть в продающем портфолио;

  • почему после университета трудоустроиться сложнее;

  • почему не нужно быть творческим человеком, чтобы стать высококлассным специалистом.

Об этом и не только рассказал Игорь Дулуб — тренер курса «Веб-дизайн и дизайн мобильных интерфейсов», Lead Designer в Proven. Стаж работы тренера — более 15 лет, а за плечами — работа в аутсорсинговых компаниях и крупные проекты.


Но прежде чем перейти к основным вопросам, узнай, с чего начинают свой путь в карьере профессионалы.

— Игорь, как ты пришел в веб-дизайн и почему выбрал именно эту сферу?

— Я учился в канадской школе, и в качестве дополнительного занятия нужно было выбрать направление для развития. Я выбрал веб-разработку. На тот момент мне было 15, и я в этом ничего не понимал. Но меня захлестнуло, мне стала очень интересна эта сфера, я начал копать глубже и примерно тогда обнаружил такой знаменитый ресурс, как https://demiart.ru/. Так стал развиваться в веб-дизайне. Спустя время я пришел в студию и, начиная с нуля карьеру, думал, что дизайн — это про «рисовать». Но со временем понял, что ошибался.

— Тяжело было начинать свой путь в веб-дизайне и есть ли разница с вхождением в профессию сейчас?

— Да, было нелегко. Раньше не было ютуба, не было видеоуроков в свободном доступе. Мы собирали информацию по крупицам, читали, что пишут люди на своих личных профилях в соцсетях. У нас было очень мало ресурсов с уроками по Photoshop, один из них — Demiart. Сейчас есть различные ресурсы, учреждения и хорошие преподаватели, у которых есть чему поучиться и благодаря которым можно легко стартануть в профессии. 

— А расскажи, что из себя представляет профессия дизайнера и дизайн в целом.

— Сегодня дизайнер — это человек, который решает проблемы бизнеса или пользователя, или бизнеса и пользователя одновременно. Проблемы могут быть разными: от низкой лидогенерации до проработки психологии пользователя.

Дизайнер должен вникать в суть проблемы и понимать, как влиять на конечного потребителя продукта, постараться сделать так, чтобы ему было комфортно. У нас нет понятия «нарисуй дизайн формы». Нам нужно понять, что это за форма, из чего она состоит и как будет выглядеть в конечном варианте. Дизайн — это не про то, как нарисовать красивую табличку у лифтовой. А про понимание, что у лифтовой все-таки лучше отобразить, какие квартиры и какому этажу соответствуют.

— В какой программе дизайнеры работают над созданием интерфейсов?

— Сегодня дизайнеры работают в очень большом количестве программ. А вот интерфейсы собираются в специфических. Одна из них  Фигма. Фотошоп обладает прикладной функцией: отредактировать растровое изображение или собрать маленький коллаж. Сегодня люди собирают интерфейсы, проверяют теории, делают кликабельные прототипы, для которых фотошоп никогда не был предназначен. Фигма решает все эти задачи, и дизайнеры все реже обращаются к фотошопу.

— Отличается ли образование, полученное в университетах, от образования на курсах?

— Да, причем заметно. Я видел лишь пару человек, которые, получив диплом в государственных учреждениях образования, смогли освоить профессию дизайнера. Возможно, эта тенденция будет меняться со временем, но на данный момент именно так. На курсах я вижу большую отдачу со стороны преподавательского состава, практическую ориентированность и желание помочь ученику хорошо трудоустроиться, чтобы получить ценный первый опыт. IT-Academy — одно из таких мест.

— У тебя есть уникальный подход к обучению студентов и своя философия. Расскажи об этом подробнее

— Мой уникальный подход заключается в том, что я стараюсь стереть грань между мной и студентами. Это дает понимание, что я такой же человек, как они, просто с большим опытом. Во время проверки домашних работ на стримах я сам беру работу ученика и показываю, что нужно исправить и как бы это сделал профессиональный дизайнер. Конечно, у меня не все получается с первого раза. Ученики в этот момент понимают, что даже дизайнеры с большим стажем сомневаются, делают ошибки и по несколько раз переделывают работу в поисках идеального варианта. Студенты видят, что я такой же, как и они, просто перебираю варианты быстрее и грамотнее.

На курсе я хочу донести, что путь к профессионализму не настолько далек. Да, он тяжелый. И моя задача — дать столько знаний, чтобы студент смог трудоустроиться. Это самое важное в моем курсе. Как говорится, «дизайнера воспитывает дизайнер».


— Давай остановимся подробнее на стримах. В чем их преимущества для студентов?

— Стримы помогают подходить к работе каждого студента персонализировано. Конечно, можно оставлять комментарии к работе ученика и в той же фигме, но как показывает практика — это мало результативно, так как ученик не всегда до конца понимает, что от него требуют и какие правки нужно внести в работу. Иногда приходится переделывать работу по несколько раз. А на стримах все становится предельно ясно. Я детально смотрю каждую работу и подробно объясняю, что нужно исправить в работе.

— Сколько длился самый долгий стрим?

— Часов 8, а может и больше. Для меня важно посмотреть каждую работу, проверить ее и направить начинающего специалиста в правильное русло.

— Что нужно, чтобы стать настоящим дизайнером?

— Дизайнер — это достаточно усидчивая профессия, в ней требуется много терпения и внимания. У специалиста должна быть хорошая мотивация и практический опыт ведения реальных проектов. Для этого советую устроиться на первую работу — неважно какую, главное, чтобы был человек (назовем его куратор), который будет направлять в дизайне и подсказывать, как и что лучше делать. Ведь проблема молодого дизайнера в том, что он зачастую не может самостоятельно исправлять свои ошибки, он их часто не видит. Получается, что дизайнер топчется на месте, а проект ухудшается. И здесь как раз кураторство от старшего пойдет на пользу. А в остальном только опыт и много практики сделают из джуна настоящего дизайнера.

— Легко ли трудоустроиться сразу после курсов?

— Более того, есть ученики, которые трудоустраиваются еще во время занятий. Это такие пробивные студенты, которые не боятся отправить свое резюме в компанию и услышать «нет». У меня была ученица, которая уже во время курсов устроилась на позицию Senior Designer и работает успешно до сих пор. Представляете? Главное не бояться и знать, чего хочешь. А, в основном, около 50% студентов выходят на работу в первые 3-4 месяца после окончания курсов.

— Какими практическими советами для трудоустройства ты делишься со своими студентами? Можешь поделиться и с нами?

— 1. Сделать хорошее портфолио с наличием определенного количества работ. Здесь моя рекомендация простая: нужно полноценно описать 4 хороших кейса. Отличный вариант — Behance. На ютубе есть подробные инструкции, как из одностраничного проекта сделать, грубо говоря, конфетку, как его презентовать и как лучше расписать. В итоге получится полноценный лонгрид.

2. Запастись упрямством и терпением. Нужно отправлять свое резюме в различные компании. Куда-то вообще стоит приехать и сказать, что хочешь работать именно в этой компании, узнать про волонтерства или неоплачиваемые стажировки.

3. Как я уже сказал выше, нужно найти работу и желательно устроиться в аутсорсинговую компанию либо студию, где над вами будет специалист, который в любой момент сможет дать подсказки по работе. Это самый важный совет.

— Высокая ли конкуренция среди специалистов?

— Вопрос в уровне специалиста. Высокая конкуренция существует среди джунов, т.к. рынок ими перенасыщен. Соответственно, и работу на первых порах найти сложнее. Однако чем выше опыт, тем ниже конкуренция. На самом деле, найти опытного дизайнера, который хорошо соображает и понимает, как строить проект и как работать, — огромная проблема. Например, среди Senior и Lead-дизайнеров конкуренция очень мала.


— Важен ли английский язык при устройстве на работу?

— Еще полгода назад я говорил джунам, что английский для старта не нужен. Но сейчас понимаю, что без знания английского молодому специалисту никуда. Многие компании, особенно аутсорсинговые, сегодня нуждаются в специалистах, которые знают язык на достаточном уровне — иногда для чтения документации или комментариев, иногда для коммуникации внутри отдела или с клиентами. К тому же английский язык открывает дополнительные возможности и новые двери в компании, ведь коммуникация с заказчиком зачастую ведется на их родном языке. Да и я придерживаюсь мнения, что дизайну научиться сложнее, чем выучить еще один язык. 

— Сколько дизайнеров должно быть в идеальной команде?

— У нас нет такого понятия, как «идеальная команда». На самом деле, все зависит от проекта. Иногда бывает, что нужно всего полдизайнера, а временами и 10 специалистов будет мало.

— Какие софт скиллы обязательно должны быть у дизайнера?

— Да и без них можно работать и быть высококлассным специалистом (смеется). Но вот мой топ-5:

  1. Умение общаться;

  2. Эмпатия;

  3. Усидчивость;

  4. Терпение;

  5. Чувство юмора — точно не повредит.

— Посоветуй книги и ресурсы для начинающих специалистов.

— Книги для веб-дизайнеров:

  1. Иоханнес Иттен «Искусство цвета»;

  2. Алан Купер «Психбольница в руках пациентов»;

  3. Максим Ильяхов «Пиши и сокращай»;

  4. Артемий Лебедев «Ководство».

Если говорить о веб-ресурах:

  1. www.ux.pub — много интересного о дизайне и программах;

  2. www.awwwards.com — интересен раздел «потребители». Посмотрите, какие сайты сейчас создают, вдохновитесь идеями.

Этого вполне хватит для начала. Специалистам с нуля настоятельно рекомендую тренировать насмотренность. Это, пожалуй, самое первое, с чего стоит начать.

— Дай пару советов ребятам, которые только хотят прийти на курсы в IT-Academy

— Во-первых, советую определиться, точно ли вам нужен интерфейсный дизайн. Как мы уже говорили, дизайн — это не совсем про «рисовать». В первую очередь, нужно уметь решать проблему и понимать психологию пользователя. Дизайнеры, в своем роде, еще и сильные технари, а сам дизайн — это совокупность ограничений, с которыми приходится работать.

Во-вторых, если вы хотите войти в айти и зарабатывать много денег через дизайн, то это самый сложный путь. Лучше, в таком случае, пойти на программирование или тестирование. Специалист может быть средним программистом и получать хорошие деньги, в то время как после курсов по дизайну иногда и устроиться в компанию проблематично. Да и легких денег в нашей профессии нет.

В общем, советую идти в интерфейсный дизайн только по любви и с пониманием, с чем придется столкнуться. Это кропотливый труд, поэтому у вас должна быть сильная мотивация. Дизайнером быть очень круто, и если вы не боитесь трудностей, чувствуете, что есть мотивация и внутренний стержень, то эта сфера точно для вас!


Еще по теме

Дискуссия о буднях UI/UX-дизайнера

Веб-дизайн: тренды, инструменты

Все о дизайнерах начистоту

Кто может стать дизайнером, и с чего начать

Дизайн в IT. Перспективы и направления


Полная, частичная перепечатка или любое иное использование материалов с сайта IT-Academy разрешается только с указанием активной гиперссылки, ведущей на первоисточник (точный адрес страницы на www.it-academy.by).